МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

"Алиса в Нейроцарстве" - выставка в Старом Английском дворе

c 29 декабря 2022 по 26 февраля 2023Москва
В завершение Года культурного наследия и в преддверии Нового года и Рождества в Старом Английском дворе парка "Зарядье" открывается новая глава проекта #ПОДКЛЕТ – интерактивная выставка-нонсенс "Алиса в Нейроцарстве", переосмысляющая классические произведения Льюиса Кэрролла через эстетический и исторический контекст русской культуры. Впервые сокуратором выставки проекта #ПОДКЛЕТ становится искусственный интеллект, а созданные при помощи нейросетей иллюстрации, стилизованные под эстетику Ивана Билибина, развивают одну из ключевых для проекта концепцию "гонзо-историзма" - исследования не только самого исторического явления, но и его места в массовом сознании.

Выставка-нонсенс "Алиса в Нейроцарстве" берет за основу идею "сказки-нонсенса" – так принято классифицировать книги Кэрролла – создавая в историческом пространстве подклета Старого Английского двора пространственно-временной мультижанровый микс из созданных нейросетями иллюстраций, исторических артефактов и следов Алисы в истории России, к оставлению которых приложили руку многие ключевые деятели нашей культуры – от Владимира Набокова до Владимира Высоцкого.

Выставка посвящена одной из самых известных героинь сказочного мира – Алисе, построенная на аллюзиях и парадоксах произведений Льюиса Кэрролла, в которой по касательной раскрываются традиции викторианской Англии. Мультимедийное оформление и видеоарт для выставки созданы с применением нейросетей Midjourney и Stable Diffusion, которым для обработки были предложены нарративы и образы из "Алисы в стране чудес" и визуальный стиль Ивана Билибина.

Выбор билибинской эстетики здесь неслучаен. Многие знают канонические образы, созданные Джоном Тенниелом – первым иллюстратором "Алисы". В памяти всплывает Алиса с белокурыми локонами в голубом платье и белоснежный кролик из диснеевского мультфильма 1951 года. И, конечно, яркие образы Мии Васиковской и Джонни Деппа в фильме Тима Бертона (2010). Более сотни художников в разное время визуализировали героев историй про Алису, например, Туве Янссон, больше известная как писательница, придумавшая Муми-троллей.

Однако куратору и художнику выставки Никите Лукинскому захотелось поэкспериментировать с русским стилем и придумать Алису, которой никогда не было. Конечно, среди художников кураторская группа рассматривала и Виктора Васнецова, и Михаила Врубеля, и Илью Репина, и Георгия Нарбута. Итоговым выбором стал Иван Билибин – в его пользу сыграли знаменитые и прекрасно узнаваемые иллюстрации русских сказок, а также парадоксальная взаимоувязка лубочной картинки и японской гравюры, живописных работ передвижников, рисунков Обри Бёрдслея и Уильяма Морриса.

"Для статических печатных афиш была использована нейросеть text2image Midjourney v4, с помощью которой мы изобразили Алису, как Василису. В её руках мухомор, рядом с ней берёза, можно заметить кролика в ярком одеянии и часы. Также для рисунка характерен типичный для билибинских работ орнамент", – говорит Никита Лукинский. "В этой версии нейросети есть Remix режим, который позволил достичь более точного сходства с работами Ивана Билибина. Нейросеть знакома с его творчеством, поэтому он сразу был прописан в текстовом запросе, однако "знания" эти довольно ограничены, и нейросеть часто "притягивала" похожие стили: европейские и более ранние восточные гравюры, уходя от русского колорита. Именно поэтому после генерации текста мы соединяли готовые генерации нейросети по текстовому запросу и "пропускали через фильтр" оригинальных картин Билибина, чтобы закрепить манеру, сделать ее узнаваемой.

Работа вышла объемной и двухэтапной – сначала написать удачный текстовый запрос, где отразить детали русского сеттинга и костюма и узнаваемые черты героев Кэрролла, а после еще раз "утвердить" стиль Билибина".

Таким образом, визуальное и мультимедийное оформление выставки было создано художниками при помощи искусственного интеллекта. Иллюстрации переосмыслены в контексте русской культуры, как были переосмыслены первые русские переводы-адаптации сказки Кэрролла: "Соня в царстве дива" (первое русское издание 1879), "Приключения Ани в мире чудес" (в переводе М.Гранстрем 1908), "Аня в стране чудес" (в пересказе В.Набокова 1923).

При этом интерактивная экспозиция не фокусируется сугубо на современных технологиях – она обращается к историческим артефактам, вольно реконструирует эстетику сказок Кэрролла и реалии викторианской Англии, приглашает пройти по следам Алисы в культуре России и познакомиться со знаковыми произведениями на тему. Гости выставки попадут в настоящее Зазеркалье, смогут принять участие в чайной церемонии, узнать о символах английской геральдики: льве и розе, примерить цилиндр XIX века и выяснить, почему шляпник был безумным, "разыграть" шахматную партию и сфотографировать с Чеширским котом. А еще полистать электронные копии первых изданий приключений Алисы, увидеть историю прототипа литературной героини и послушать аудиоспектакль, песни к которому сочинил Владимир Высоцкий через 110 лет после выхода сказки.

Кукол для выставки сделали мастерицы из Москвы и Великого Новгорода: Ольга Моисеева, Анна Терехова, Мария Володина, Екатерина Шубина, Людмила Эйсымонт. На выставке можно будет познакомится с их работами поближе, открыв информацию по QR-коду.

Куратор, художник: Никита Лукинский

Сокураторы: нейросети

Период проведения: 29 декабря 2022 – 26 февраля 2023

Организатор: парк "Зарядье"

www.museum.ru/N81624
Ваше мнение »»

»»Музей "Старый Английский двор"
Адрес:город Москва, ул. Варварка, 4а
Проезд:Ст. м. «Площадь Революции», «Китай-город», «Охотный ряд», «Театральная»
Телефоны:(495) 531-05-32 (заказ экскурсий)
EMail:tour@zaryadye-park.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки


 
новости и события: 26.04.2024
 x    ?  

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru