МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Рассказы Чайковского. Насекомые

c 21 сентября по 7 декабря 2021Московская область
С 21 сентября по 7 декабря 2021 в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского открыта выставка из его фондов и Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина.

«… живя вдвоём с природой, делаешься, как ребёнок, восприимчив к самым простым, безыскусственным радостям, причиняемым ею» /П. Чайковский/

Пётр Чайковский — не только всемирно известный композитор, но и человек с широким кругом интересов: от истории и философии до зоологии, ботаники, астрономии, естествознания. Например, будучи совсем короткое время в Баку (только сутки!) композитор ездил в Балханы увидеть, как добывают нефть. В марте 1879 года, возвращаясь из Парижа в Россию, Чайковский задержался в Берлине. Там он посещал концерты, музеи, театры, а также старейший в Европе зоопарк, в котором был особенно впечатлен кормлением крокодилов и удавов.

Живой интерес Чайковский проявлял и к насекомым. Так, свою маму Александру Андреевну будущий композитор в детстве называл «бабочкой». Однажды он писал ей: «Если вас Папаша оставил в Алапаеве вам скучно так надо вас повеселить бабочка моя, которая любит своего Петрушку или Попку который вас обожает и который с жадностью ждет той минуты, чтобы поцеловать вашу прекрасную ручку».

В 1869 году П. Чайковский начал сочинять фантастическую оперу «Мандрагора». Сюжет был предложен и разработан Сергеем Рачинским – известным ученым-дарвинистом, профессором кафедры ботаники Московского университета, позднее крупнейшим деятелем народного образования.

Полный сценарий и либретто оперы «Мандрагора» не сохранились, а сюжет Рачинский изложил по памяти после смерти композитора в письме к его брату Модесту Чайковскому:

«Рыцарь влюблен в прелестную даму, которая отвергает его любовь. Праздник в замке. Менестрель поет балладу о всесильной Мандрагоре. Рыцарь отправляется в таинственный лес добывать Мандрагору. Ночь. Инкантация. Расцветает Мандрагора. Рыцарь вырывает ее с корнем — это оказывается заколдованной красавицей, которая, конечно, тотчас в него влюбляется, и в виде пажа привязывается к его стопам. Однако волшебство действует, так как в возлюбленной рыцаря сперва пробуждается ревность, потом любовь. Финал – обратное превращение несчастной Мандрагоры в цветок и свадьба».

Для оперы Чайковский написал лишь один номер «Хор цветов и насекомых», в котором участвуют смешанный и детский хоры. Однако работа над оперой была прервана по совету известного критика и друга композитора Кашкина, который вспоминал: «[…] он сыграл вновь написанное сочинение «Хор насекомых», очень мне понравившееся. Петр Ильич сообщил, что пишет оперу и этот хор будет одним из ее номеров, а потом показал мне даже самый сценарий. Прочитав «Мандрагору», я нашел, что в ней много поэтичного, но, в общем, сюжет показался мне гораздо более подходящим для балета, нежели для оперы. Петр Ильич стал оспаривать мое мнение, а я с жаром защищал его, пустился в детали и указал ему возможность комичности некоторых положений. Спор продолжался довольно долго. Вдруг я заметил, что лицо Петра Ильича изменилось, и он почти со слезами сказал мне, что я своего добился, оперы на этот сюжет он писать не может, но так огорчен этим, что на будущее время никогда не будет мне сообщать своих намерений и ничто не покажет».

Тема насекомых неоднократно появляется в письмах Чайковского, в частности, к меценатке Надежде фон Мекк – он пишет о нашествии жуков на свекловичные поля в имении Вербовка, нападении мошек, своих наблюдениях о борьбе между муравьями и улиткой. Однажды, композитор уморил одну из ос табачным дымом и отправил Надежде Филаретовне. А в одном из писем 1884 года Петр Ильич сообщает, что читает книгу «Муравьи, пчелы и осы. Наблюдения над нравами общежительных перепончатокрылых» выдающегося британского дарвиниста сэра Джона Лёббока. В письме к Н. фон Мекк композитор рекомендует книгу к прочтению и подчеркивает, что изучает ее «с увлечением». Само издание сохранилось в личной библиотеке Чайковского с большим количеством очень выразительных его помет-ремарок.

Эти небольшие, но любопытные факты из жизни Петра Чайковского позволяют увидеть еще одну грань его личности.

Музей выражает благодарность Государственному историко-литературному музею-заповеднику А.С. Пушкина и лично директору Александру Михайловичу Рязанову за предоставленную коллекцию бабочек и насекомых.

www.museum.ru/N78575
Ваше мнение »»

»»Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского
Адрес:Московская область, г. Клин, ул. Чайковского, 48
Проезд:См. здесь
Телефоны:(49624) 5-81-96, 2-10-50 (запись на экскурсии)
URL:tchaikovsky.house
EMail:gdmch@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: выставки


 
новости и события: 26.04.2024
 x    ?  

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru