С 20 декабря по 20 января в Вологодской областной картинной галерее будет работать выставка художника из Великого Устюга "Владимир Латынцев. Сим победиши".
"Люблю Вас, далекие пристани / В провинции или в деревне. / Чем книга чернее и листанней, / Тем прелесть ее задушевней." (Борис Пастернак "Зима приближается")
Есть тайна в соотнесенности художника и места, в котором ему выпало жить и работать. Владимир Латынцев родился в Вичуге Ивановской области, окончил художественное училище в Иваново, десять лет жил в Мурманске. Последующие двадцать лет его жизни неразрывно связаны с Великим Устюгом. Былинная красота этих северных мест, шедевры древнерусской архитектуры, могучий разлив Сухоны, теплый родной дом - все естественно сошлось для мастера в этом городе. Он угадал гений этого места и сумел художественно убедительно и глубоко выразить его в своих полотнах.
В последние годы в жизни художника Латынцева совпали редко совмещающиеся вещи: пик творческой активности и настоящая общая востребованность написанного им. Его персональные выставки в столице и многих других городах следуют одна за другой; в пухлых книгах отзывов - ни одного не только отрицательного, но и просто иронически-скептического отзыва. В официальной российской табели о рангах у него одно из самых почетных мест. Налицо все признаки настоящего успеха, но в этом успехе есть некий секрет.
По всему выходит: сейчас не время для живописи В.Латынцева, корнями уходящей в классическую русскую реалистическую традицию. Замечательно продолжающая и развивающая искусство Саврасова, Левитана, Поленова, Нестерова, она не воспринимается как анахронизм.
Но в художественной жизни России ныне иные времена; свобода без берегов принесла возможность вкусить все изыски, изломы и измы современного авангарда. В мировом постмодерне не осталось ни одной крупной фигуры, не представленной у нас: Уорхол, Бэкон, Дали и многие им подобные, занимая общее внимание, казалось, адекватно отвечали настроениям времени перемен и отчаянного социального слома. И вдруг, в необъяснимом контрапункте к этой моде, всплеск интереса к традиционной реалистической живописи.
Владимир Латынцев счастливо совпадает с новым веянием и новым спросом. Но совпадение - вопрос случайности. От него до истинного признания - немалая дистанция, с которой сходят многие. Художник из Великого Устюга, вызвав интерес к себе и своим картинам, удержался на гребне всеобщего внимания и интереса.
Изъездив весь север России, осев в Великом Устюге, Латынцев всегда был напрочь лишен суеты бытовой и творческой. Казалось, его не слишком заботило, чем удивить и поразить знатоков и любителей живописи. Он сосредотачивался на несбывшемся, еще никем не выраженном, сущем, и искал для его отображения свои пути и убедительные цельные образы. Его картины максимально точно отвечали старой формуле великого Гете: "Прекрасное есть обнаружение сокровенных законов природы". Великий Устюг, став идеальной моделью, открыл мастеру многие силовые линии старорусской духовности.
Городские пейзажи Латынцева год за годом составляли большой живописный цикл, его "времена года". Непременный смысловой атрибут почти каждого пейзажа - монастыри и храмы города. Стилистически безукоризненно он пишет пейзажи современного города и виртуозно реконструирует Устюг далекого прошлого. Художника не занимает при этом восстановленная видимость былой жизни; волнует ее суть, смысл, вкус, колорит и ее святость.
Так в постоянной работе над городским пейзажем у В.Латынцева рождается потребность в иной форме, в переходе к жанру исторической картины. Его "Масленица в Великом Устюге", "Набережная в прошлом", другие исторические полотна восстанавливают картины былого, в котором остались истоки многих нынешних бед и проблем.
Мы не знаем, не чувствуем страны, в которой так неустроенно живем. Художник пытается постичь, каким было устройство державы, не распадавшейся на куски. Нам хотелось бы уверовать в Бога, но строгий чин православной церкви не совместим со всеобщим стремлением к материальным благам и комфорту. Живя в городе, давшем русскому миру великие примеры староотеческой святости, художник пишет ряд картин, соприкасающихся с этими великими проявлениями христианского духа. "Моления св. Прокопия", "Явление св. Прокопию", образы Иоанна Устюжского, Стефана Пермского несут в современный мир свидетельство о Христе Спасителе. И художник счастлив быть проводником благой вести.
В.Латынцев мастерски пишет натюрморты; в лучших из них бережно сохраняет образы северной святости. В "Натюрморте с часами" - вид храма за окном, в полотне "Старые вещи" - подсвечник и Евангелие. Контакт с полотнами Владимира Латынцева проявляет масштабы его художнической деятельности и заставляет вспомнить слова выдающегося искусствоведа Александра Габричевского: "Везде в любом искусстве реализм представляет, по-видимому, не отдельное направление, но составляет особый градус искусства, высшую степень авторской точности".
И далее: "в ином положении художник-реалист. Его деятельность - крест и предопределение. Ни тени вольничанья, никакой блажи. Ему ли играть и развлекаться, когда его будущность сама играет им, когда он ее игрушка!" Владимир Латынцев понимает всю меру ответственности за свой самобытный творящий дар. На его холстах Россия, как град Китеж, угадывается в лучших своих образах и видениях.
На вас, захолустные логова, / Написано: "Сим победиши".
Живопись Владимира Латынцева - нынешнее художественное свидетельство неиссякаемой мощи великой России. (Наталия Серова, искусствовед)